Склад продуктов питания

Склад продуктов питания








Работа склада продуктов питания имеет свою особую специфику, во многом отличную от складского хранения промышленной группы товаров. Дилеры и дистрибьюторы мясной и иной продовольственной продукции хорошо понимают, что в условиях современной жесткой конкуренции на пищевом рынке (особенно в Москве и Московской области) успешное развитие бизнеса во многом определяется грамотностью и качеством работы склада продуктов.

Для хранения продовольствия разработаны достаточно жесткие требования в виду ограниченного срока годности такой продукции. Если вы профессиональный дистрибьютор или дилер продуктов питания, то должны строго соблюдать длинный перечень нормативных требований по хранению пищи.

Базовые требования

1. На складе должны быть обеспечены определенные температурные условия хранения продуктов питания. Причем, если это относится к колбасным и мясным изделиям, то для хранения каждого сорта продукции (вареные, копченые колбасы, мясные полуфабрикаты, деликатесы) может потребоваться собственный температурный режим.

2. Постоянное поддержание высокого гигиенического уровня не менее важное условие. Например, полы должны иметь водо- и пылеотталкивающее покрытие, препятствующее образованию грязи. Использованная складская тара должна своевременно удаляться, а оборотная складироваться в определенных местах и проходить санитарную обработку. При проведении клининговых мероприятий должны применяться определенные технологии уборки и чистящие средства с высокой степенью экологичности.

3. Каждый дилер и дистрибьютор продуктов питания прекрасно знает, что продовольственный склад – это лакомый объект для грызунов, насекомых, птиц и иной живности, стремящейся на дармовщину обеспечить себе круглосуточное питание. Поэтому складское хранение продовольствия должно предусматривать наличие защитных мер. Данный фактор должен учитываться еще на стадии разработки проекта склада продуктов. То есть, должны грамотно подбираться материалы для строительства, а коммуникации необходимо проводить и защищать так, чтобы минимизировать риск распространения по ним различных паразитов.

Независимо от конструкции, на складе продуктов питания должны иметься установки отпугивающие птиц и грызунов, мышеловки, средства для улавливания летающих насекомых. Но кроме всех перечисленных действий, необходимо регулярно проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия. Частота зависит от типа продукции.

Наконец, что снизить риски проникновения на склад продуктов питания грызунов и насекомых (мух, муравьев и т.д.), следует постоянно сохранять в чистоте прилегающую территорию. Место под мусор должно быть на достаточной удаленности, а сами мусорные баки должны быть защищены и регулярно опорожняться.

4. Зоны для хранения продуктов питания на складе должны быть разграничены. К примеру, мясная продукция (в зависимости от типа заводской упаковки) способна впитывать окружающие запахи. Поэтому мясо и колбаса в натуральной обертке не должны храниться рядом с продовольствием, имеющим ярко выраженный свой специфический запах.

5. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ должна использоваться специализированная техника, которая исключает вредные выбросы. Например, применения подъемников с двигателем внутреннего сгорания на складе продуктов питания запрещено. Здесь применяются только кары с электрическим приводом.

6. Продукты питания должны храниться на специальных стеллажах, которые отличаются высокой химической инертностью и способны выдерживать большой вес груза. На складе должны иметься стеллажи для специализированного хранения конкретных видов пищи, которые не предполагают укладку валом.

7. У дилеров и дистрибьюторов продуктов питания должна иметься вся соответствующая документация на каждую партию продовольственной продукции. Документы и сертификаты должны быть предоставлены по первому требованию, как заказчиков, так и представителей органов государственного надзора.

8. Если речь идет о крупном современном складе продовольствия, то должна обязательно быть внедрена система логистики. Эти программы позволяют постоянно контролировать состояние любой партии товара: наименование, ее наличие в конкретном месте, срок годности, время поступления и отгрузки, и т.п.

Особенности погрузки/разгрузки

Кроме правильного хранения продуктов питания, на складе должны быть грамотно сформирован план погрузочно-разгрузочных работ. Как правило, работа идет по следующему сценарию. На начальном этапе выполняется разгрузка, поступившей от производителя партии товара. Проверяется документация и соответствие ей, данной партии. Проводится проверка объема груза, его целостности. В электронную базу данных вносится номер партии, сроки его годности. Затем продукты попадают в зону, где поддерживается определенный температурный режим.

При отгрузке система построена так, что первым отгружается товар, который имеет меньший срок годности. Для крупных оптовых заказчиков, подбор продуктов питания осуществляют так, чтобы каждая группа товара находилась на отдельной паллете. Такой способ отгрузки оптимален с нескольких позиций. Во-первых, сотрудники склада знают, на каком участке им придется работать, что позволяет обеспечить максимальную производительность труда и оперативность отгрузки. Во-вторых, в самих торговых точках работникам удобно распределять поступивший заказ по различным отделам магазина.

При загрузке транспорта, предоставленного торговой сетью или магазином, складские работники должны проверить санитарное состояние кузова или рефрижератора, во избежание возможных необоснованных претензий к дистрибьютору либо дилеру продуктов питания. Также необходимо удостовериться, что транспортировка обеспечит надлежащее поддержание температуры на всем пути следования. Для мясной и колбасной продукции данное правило особенно важно.

Значительные объемы отгрузки приходятся на ночное время, чтобы в торговой рознице к моменту открытия уже был в наличии весь продовольственный ассортимент. У торговых сетей зоны хранения обычно невелики – основная часть продукции традиционно сразу направляется на витрины. Поэтому для современного склада продуктов питания важно иметь возможности одновременной отгрузки сразу десятков грузовиков, чтобы строго соблюдать сроки поставок.

Кросс-докинг

В последние годы в работе складов продуктов питания дистрибьюторы и дилеры широко внедряют систему кросс-докинга. Она применяется для заказчиков, которые работают сразу с несколькими поставщиками продовольственной продукции.

Кросс-докинг предполагает наличие нескольких потоков: вход продуктов питания на склад и рядом - поток кросс-докинга – специально оборудованная площадка. В этой зоне товары после доставки находятся обычно от нескольких часов до суток. За это время поступившие продукты распределяются на партии и к концу рабочего дня развозятся по торговым точкам заказчиков.

Для реализации такой системы работы требуются значительные площади. Если складской комплекс строится с нуля, то подобный режим работы можно запланировать еще на стадии проектирования. Сложнее приходится тем дистрибьюторам и дилерам продуктов питания, которые приобретают под склад уже готовые здания. Иногда эти объекты сложно адаптировать под кросс-догинг.

Эта система несколько упрощает складирование, а значит и расходы на содержание продукции. И если в объемах поставок со склада продуктов питания на кросс-докинг приходится 25-30%, то экономия может оказаться внушительной. Но такой способ распределения питания в основном востребован торговыми сетями.

Принципы работы склада

Склад является точкой, где сконцентрированы мероприятия, которые касаются не только самого склада, но и взаимодействия с остальными каналами сбыта продуктов питания.

Для любого складского хозяйства можно определить несколько основных принципов работы, следование которым является залогом успешной работы:

Зачем нужны дистрибьюторы и дилеры

Основная масса производителей мясной и иной продовольственной продукции прибегает к услугам дилеров и дистрибьюторов – поставщиков продуктов питания. Это могут быть крупные поставщики, охватывающие сразу несколько регионов или оптовые или мелкие поставщики товаров. Вся система поставок, через которую товар от производителя попадает потребителю, представляет взаимосвязанную цепь, которую обычно именуют каналами сбыта.

Дилеры и дистрибьюторы обеспечивают работу канала сбыта с максимальной эффективностью и при этом с меньшими затратами. Зачастую многие производители не способны обеспечить высокую эффективность работы склада и иных мероприятий, связанных с логистикой движения продукции. Сотрудничество с поставщиками очень выгодно производителям, так как они могут сосредоточиться исключительно на совершенствовании технологии и увеличении объема выпуска своих товаров. То есть могут более качественно выполнять собственные функции.

Поставщики могут работать сразу по нескольким направлениям, обеспечивая со своих складов торговые точки широким ассортиментом продуктов питания.